В прошлом веке южнокорейские автопроизводители заложили фундамент своего могущества с помощью старых моделей, выкупленных у японцев. У России такой шанс появился в 2008 году. На тест-драйве у «Газеты.Ru» уроженец Мичигана с российским паспортом – Volga Siber.
Приземистый силуэт, агрессивная внешность и динамичный дизайн – обычно такими незамысловатыми эпитетами автообозреватели награждают понравившиеся им новые иномарки. Как это ни удивительно, наверное, впервые эти штампы могут относиться и к продукту отечественного автопрома – седану Volga Siber. В конце июля довольно современный и стильный автомобиль сошел с конвейера ГАЗа. Наконец-то можно сказать, что форма кирпича как ключевое дизайнерское решение в машинах горьковского автозавода, да и всего российского автодизайна уходит в прошлое.
Как известно, новинка нижегородцев – это не собственное изобретение, а американский «варяг», теперь выступающий под русским стягом и с оленем на щите, а точнее, на капоте. Группа ГАЗ, принадлежащая российскому предпринимателю Олегу Дерипаске, выкупила полностью у Chrysler мичиганский завод по производству Chrysler Sebring предыдущего поколения. Из штатов оборудование и роботов перевезли в Нижний Новгород. Кузов, платформа и до 85% комплектующих в нашем «Сайбере» те же, что и в «доноре», поэтому машины очень похожи.
Внешность «американца» слегка омолодили с помощью российских комплектующих. Передние овальные фары заменили на более эмоциональные – хищно прищуренные. Из-за новой широкой радиаторной решетки под хром (дань «Волге») разработали новый передний бампер, задний тоже пришлось поменять в угоду новым фарам. Появились в «Сайбере» встроенные поворотники в боковых зеркалах, и в отличие от старого Sebring, их теперь можно складывать. А еще установили насадки на глушителе а-ля street race. На этом внешняя русификация закончилась. О вкусах, как говорится, не спорят, но, на мой взгляд, англичанам из Ultramotive, коим ГАЗ доверил освежить дизайн приобретения, удалось «вплеснуть» харизмы в модель восьмилетней давности. Правда, это несколько омрачается российским качеством подгонки кузовных деталей. В щели между капотом и крылом можно спокойно рассмотреть болты крепления крыла. А задние фары шатаются, как молочные зубы.
Салон отечественной новинки практически весь от Chrysler, и все плюсы и минусы перекочевали в «Сайбер».
Торпедо простенькое, но приятное на ощупь, с приличным пластиком, правда, есть дешевые накладки под дерево. Разработчики уверяют, что скоро от них избавятся, заменив металлическими или под карбон. Узнаваемая «крайслеровская» приборка с зеленой подсветкой легко считывается на ходу. В американских моделях на руле был круиз-контроль, а на центральном месте торпеды – маленький компьютер, показывающий расход топлива и другие данные. До России эти приятные мелочи уже не доехали.
Посадка пассажиров низкая, как и в Sebring, чему виной покатая крыша. Длина выдвижения передних сидений назад небольшая, да и спинку опустить толком нельзя. Разложенное сиденье похоже на пригоршню, протянутую для подаяния. Спать в таком кресле в пути так же удобно, как в сидячем питерском поезде «Красная Стрела». Сочувствую тем, кто ездил. Сами сиденья отечественного производства, спину держат средне, видимо, расчет на упитанных граждан. В комплектации Lux они из опрятной серенькой кожи, от «американских» кресел отличаются тем, что у наших нитки на швах уже лохматятся. Немного не продумана поза водителя во время езды. С учетом покатой крыши водителю удобнее было бы принять более горизонтальное положение, но для этого необходима регулировка руля по длине, а ее нет. Опять зазоры между деталями. В задних дверях между обшивкой и металлом можно просунуть мизинец, а сама обшивка выглядит хлипкой и шатается.
Багажник у автомобиля вместительный, но не «волговский», зато задние сиденья складываются, и можно втиснуть что-то небольшое. В целом, судя по объему, Siber – не семейный автомобиль.
Что касается управляемости, то тут «пришельца» основательно потренировали газовские инженеры. Специалисты изменили настройки мягкой американской подвески, сделали ее по-европейски жесткой и предсказуемой. Исчезла вальяжность, выраженная в продольной и поперечной раскачке и сильных клевках носом при резком торможении. На скорости машину не заносит в достаточно крутых поворотах, и корму не кидает при резких перестроениях. При 180 км/ч начинаешь понимать, зачем нужна была вышеупомянутая покатая крыша – аэродинамика отличная, Siber идет ровно, большая скорость не чувствуется.
Мотора 2,4 литра (143 л. с.) с коробкой автомат вполне хватает для резких ускорений. При газе, нажатом «в пол», автомат крутит двигатель до 6 тыс. оборотов, затем переключает скорость. Основной подхват тяги начинается где-то с 3,5–4 тыс. оборотов двигателя. Однако злоупотреблять газом не стоит. Во время поездки в подмосковное Завидово и обратно в Москву, что примерно составило 300 км, наш Siber съел почти весь бак (его вместимость 61 литр). Нехитрый расчет говорит о расходе, близком к 20 литрам бензина. Да, мы периодически «топили» по 140 и реже 160–180 км/ч, ускорялись на обгон фур, но при этом большая часть движения прошла в колонне по загородным дорогам, и скорость не превышала 110 км/ч. Даже если мы ехали без ускорений, расход был около 15 литров. Для мотора 2,4 литра на загородном шоссе это многовато. Удивительно, но на дороге практически никто из водителей специально не засматривается на Siber. Люди, вы что? Это же новая «Волга»… Однако никто к машине не приглядывался. Может, она не показалась новинкой, потому что в профиль Sebring и Siber похожи друг на друга, как телохранители первых лиц страны.
Кстати о первых лицах – премьер-министр Владимир Путин был первым высокопоставленным тест-драйвером Siber. Этот заезд состоялся в Нижнем во время выпуска с конвейера первых моделей, и был он настолько неожиданным, что покуривавшие в цехах фэсэошники даже не успели опомниться и обеспечить должное сопровождение. Да впрочем, как бы это смотрелось – новая, пусть импортная «Волга» в компании с десятком Gelentwagen. Сюжет, достойный Эмира Кустурицы. Правда, по слухам, местные гаишники тогда также были не в курсе и погнались за машиной без номеров. Выписали милиционеры штраф или нет, история умалчивает...
Неизвестно и то, какие эмоции вызвал «заморский варяг» у премьера, но господдержку газовский проект уже получил. Первые партии автомобиля, называемого на заводе не иначе, как «символ перемен», уже раскуплены различными правительственными ведомствами и учреждениями. В дилерские салоны «перемены» обещают привезти только в октябре.
В базовой комплектации Comfort рекомендована цена 590 тыс. рублей, а в комплектации Lux – 640 тыс. рублей. Главное отличие последней от Comfort – кожаный салон, омыватели фар, электропривод регулировки водительского сиденья и легкосплавные диски.
В целом можно сказать, что небольшие огрехи в качестве есть, но в основном они копеечные и требуют внимания со стороны завода. Для седана D-класса цена на Siber конкурентная только с учетом другого отношения к качеству. Руководители проекта это признают и обещают устранить недоработки, добавить много новых опций и другие движки, включая дизель и турбированный мотор. Тем не менее, сам факт возрождения ГАЗа определенно радует.
GAZETA.RU