Группа ГАЗ, подконтрольная предпринимателю Олегу Дерипаске, пересмотрела свою производственную программу и прогноз финансовых показателей из-за мирового финансового кризиса. ГАЗ за последние месяцы неоднократно останавливал работу конвейера основного предприятия – Горьковского автозавода – на фоне резкого падения платежеспособного спроса со стороны потребителей. В итоге в текущем году ГАЗ может снизить производство на 30%, хотя этот прогноз может меняться в зависимости от ситуации на рынке, сообщил председатель правления группы Сергей Занозин. «Это всего лишь прогноз, он может быть пересмотрен в любую сторону. Мы пересматриваем ситуацию каждые десять дней. Сегодня никто – ни мы, ни правительство – не может с уверенностью сказать, что будет в ноябре или декабре», – сказал он в интервью газете «Коммерсантъ».
Падение выручки группы, по его словам, может составить 7−8%. «По EBITDA ситуация может быть крайне сложная – она может снизиться где-то на 40−50% по отношению к 2007 году», – сообщил Занозин (тогда она составила 15,8 млрд рублей), добавив, что себестоимость производства из-за роста цен на металлургическую продукцию выросла на 20%. Также руководство ГАЗа не исключает сокращения персонала в группе. «Пока мы только прекратили набор новых сотрудников с сентября. Сейчас разбираемся, кто у нас как работал, подводим итоги. Возможно, придется сократить 20% по группе, возможно – больше. Конечно, если до этого дойдет, то это будет достаточно болезненный процесс, но не смертельный. Задача управляющих директоров наших заводов – сохранить коллектив», – сказал он.
Между тем тяжелое положение на ГАЗе уже сказывается и на его партнерах – поставщиках материалов и комплектующих. Автозавод не в состоянии вовремя расплачиваться за поставки и ведет переговоры со своими контрагентами о предоставлении отсрочки. В частности, проблемная ситуация сложилась в отношении с поставщиками металла. ММК, по некоторым данным, даже грозится прекратить поставки металлопроката. Кстати, Магнитке задолжал и АвтоВАЗ, но там ситуация несколько лучше.
По словам Занозина, в условиях финансового кризиса группа заморозила и ряд планировавшихся к запуску проектов, где еще не сделаны стартовые инвестиции. В частности, речь идет об организации производства коммерческих грузовиков Maxus в Нижнем Новгороде, а также «Газели-3». Проект производства Volga Siber, который должен стать заменой «Волге», был запущен еще до кризиса и благодаря этому, по словам Занозина, «не повис в воздухе», однако планы по выпуску легкового автомобиля также придется пересматривать. Вместо запланированных 10 тыс. автомобилей в этом году будет собрано около 3−4 тыс. машин. Предварительный план на следующий год – около 30 тыс. автомобилей. При этом Занозин отметил, что для выхода на самоокупаемость производство Siber необходимо довести до 100 тыс. машин. Но насколько вероятен такой исход дела – пока неясно. Многие аналитики сомневаются, что ГАЗу удастся довести производство и, главное, продажи нового автомобиля до таких объемов. Довольно высокая цена автомобиля, созданного на далеко не новой платформе Chrysler Sebring, в условиях финансового кризиса может стать существенной преградой на пути реализации проекта. Отметим также, что важной составляющей этого проекта является локализация комплектующих, над которой вместе с ГАЗом трудится международная компания Magna Int. Эксперты отрасли и директор по развитию сети поставщиков Magna в России Йозеф Лампрехт не раз отмечали, что локализация имеет смысл при больших объемах производства, как минимум 100−150 тыс. автомобилей в год. Если такого уровня достичь не удастся, размещение заказов на местных предприятиях может потерять экономический смысл, а следовательно, у Volga Siber не окажется ресурса для снижения себестоимости и розничной цены.
Заместитель директора научно-исследовательского центра МИР (Самара) Михаил Васильев, ссылаясь на собственные источники в группе ГАЗ, сообщил также, что руководство компании уже гораздо меньшие надежды возлагает на проект нового легкового автомобиля, предпочитая в текущей ситуации основную ставку делать на более привлекательный сегмент – коммерческую и спецтехнику. На самом деле, имея неплохой задел (около 50% российского рынка LCV принадлежат ГАЗу), можно сосредоточить усилия на успешном проекте, а не пытаться «спасти все» – это позволит не распылять ресурсы, которые сейчас стали так дороги. Так же как и другие поволжские автопроизводители, ГАЗ рассчитывает и на помощь государства. Группа подала заявку в ВЭБ на получение долгосрочного кредита на сумму до 400 млн долларов под проект организации производства двигателя ЯМЗ-530 на новом заводе в Ярославле. «Проект необходимо продолжать, он не может быть остановлен, потому что какой-то объем инвестиций нами уже сделан, у нас уже есть заказы на оборудование, оно оплачено и частично уже начинает поступать. Отказ от проекта – это прямые потери. Мы обсуждали эту ситуацию и с губернатором области, и с ВЭБом, переговоры идут нормально, и я надеюсь, что правительство поддержит этот проект», – сказал Сергей Занозин.
Комментарий эксперта
Сергей Целиков
директор аналитического агентства «Автостат»
Нет комментариев. Ваш будет первым!