Главная Статьи FAQ Клуб Скидки Форум
Чем дальше – тем хуже
27-10-2008 (18:00)

Группа ГАЗ, подконтрольная предпринимателю Олегу Дерипаске, пересмотрела свою производственную программу и прогноз финансовых показателей из-за мирового финансового кризиса. ГАЗ за последние месяцы неоднократно останавливал работу конвейера основного предприятия – Горьковского автозавода – на фоне резкого падения платежеспособного спроса со стороны потребителей. В итоге в текущем году ГАЗ может снизить производство на 30%, хотя этот прогноз может меняться в зависимости от ситуации на рынке, сообщил председатель правления группы Сергей Занозин. «Это всего лишь прогноз, он может быть пересмотрен в любую сторону. Мы пересматриваем ситуацию каждые десять дней. Сегодня никто – ни мы, ни правительство – не может с уверенностью сказать, что будет в ноябре или декабре», – сказал он в интервью газете «Коммерсантъ».

Падение выручки группы, по его словам, может составить 7−8%. «По EBITDA ситуация может быть крайне сложная – она может снизиться где-то на 40−50% по отношению к 2007 году», – сообщил Занозин (тогда она составила 15,8 млрд рублей), добавив, что себестоимость производства из-за роста цен на металлургическую продукцию выросла на 20%. Также руководство ГАЗа не исключает сокращения персонала в группе. «Пока мы только прекратили набор новых сотрудников с сентября. Сейчас разбираемся, кто у нас как работал, подводим итоги. Возможно, придется сократить 20% по группе, возможно – больше. Конечно, если до этого дойдет, то это будет достаточно болезненный процесс, но не смертельный. Задача управляющих директоров наших заводов – сохранить коллектив», – сказал он.

Между тем тяжелое положение на ГАЗе уже сказывается и на его партнерах – поставщиках материалов и комплектующих. Автозавод не в состоянии вовремя расплачиваться за поставки и ведет переговоры со своими контрагентами о предоставлении отсрочки. В частности, проблемная ситуация сложилась в отношении с поставщиками металла. ММК, по некоторым данным, даже грозится прекратить поставки металлопроката. Кстати, Магнитке задолжал и АвтоВАЗ, но там ситуация несколько лучше.

По словам Занозина, в условиях финансового кризиса группа заморозила и ряд планировавшихся к запуску проектов, где еще не сделаны стартовые инвестиции. В частности, речь идет об организации производства коммерческих грузовиков Maxus в Нижнем Новгороде, а также «Газели-3». Проект производства Volga Siber, который должен стать заменой «Волге», был запущен еще до кризиса и благодаря этому, по словам Занозина, «не повис в воздухе», однако планы по выпуску легкового автомобиля также придется пересматривать. Вместо запланированных 10 тыс. автомобилей в этом году будет собрано  около 3−4 тыс. машин. Предварительный план на следующий год – около 30 тыс. автомобилей. При этом Занозин отметил, что для выхода на самоокупаемость производство Siber необходимо довести до 100 тыс. машин. Но насколько вероятен такой исход дела – пока неясно. Многие аналитики сомневаются, что ГАЗу удастся довести производство и, главное, продажи нового автомобиля до таких объемов. Довольно высокая цена автомобиля, созданного на далеко не новой платформе Chrysler Sebring, в условиях финансового кризиса может стать существенной преградой на пути реализации проекта. Отметим также, что важной составляющей этого проекта является локализация комплектующих, над которой вместе с ГАЗом трудится международная компания Magna Int. Эксперты отрасли и директор по развитию сети поставщиков Magna в России Йозеф Лампрехт не раз отмечали, что локализация имеет смысл при больших объемах производства, как минимум 100−150 тыс. автомобилей в год. Если такого уровня достичь не удастся, размещение заказов на местных предприятиях может потерять экономический смысл, а следовательно, у Volga Siber не окажется ресурса для снижения себестоимости и розничной цены.

Заместитель директора научно-исследовательского центра МИР (Самара) Михаил Васильев, ссылаясь на собственные источники в группе ГАЗ, сообщил также, что руководство компании уже гораздо меньшие надежды возлагает на проект нового легкового автомобиля, предпочитая в текущей ситуации основную ставку делать на более привлекательный сегмент – коммерческую и спецтехнику. На самом деле, имея неплохой задел (около 50% российского рынка LCV принадлежат ГАЗу), можно сосредоточить усилия на успешном проекте, а не пытаться «спасти все» – это позволит не распылять ресурсы, которые сейчас стали так дороги. Так же как и другие поволжские автопроизводители, ГАЗ рассчитывает и на помощь государства. Группа подала заявку в ВЭБ на получение долгосрочного кредита на сумму до 400 млн долларов под проект организации производства двигателя ЯМЗ-530 на новом заводе в Ярославле. «Проект необходимо продолжать, он не может быть остановлен, потому что какой-то объем инвестиций нами уже сделан, у нас уже есть заказы на оборудование, оно оплачено и частично уже начинает поступать. Отказ от проекта – это прямые потери. Мы обсуждали эту ситуацию и с губернатором области, и с ВЭБом, переговоры идут нормально, и я надеюсь, что правительство поддержит этот проект», – сказал Сергей Занозин.

Комментарий эксперта

Сергей Целиков

директор аналитического агентства «Автостат»

Ситуация очень тяжелая и, судя по последней информации, продолжает ухудшаться. Весь мировой автопром сейчас лихорадит, но ГАЗ выглядит печальнее того же АвтоВАЗа, поскольку бизнес Олега Дерипаски весьма перекредитован, а АвтоВАЗ последние годы занимал относительно немного. К тому же господин Дерипаска вел бизнес путем экстенсивного развития, он очень много покупал в последние годы, и большая часть приобретений ГАЗа велась на заемные средства. Поэтому сейчас ГАЗу тяжело. В этой ситуации заводу придется идти на поклон – или к государству, или к потребителю. В первом случае необходимо «перехватить» денег, чтобы пережить кризисный период, а он протянется где-то до весны, не меньше. Второй вариант предусматривает ведение активной маркетинговой политики – скидки, акции, рассрочки и т. д. В принципе покупатель хочет больше машин, но сейчас все замерли в ожидании. Можно сказать, что потребитель ждет, когда автопроизводителю станет совсем невмоготу и он начнет распродажу. Однако к весне все автопроизводители скорректируют свои производственные программы, затоварка рассосется, и все постепенно успокоится. Нужно только дожить до этого, и тут, скорее всего, без помощи государства не обойтись.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Назад

Все права защищены © 2011
Создание и разработка сайтов - ARTglow.ru
Majordomo.ru - надёжный хостинг